Цена цифрового суверенитета.
Вводная часть, парадокс рынка ПО.В этой статье я хочу рассказать про одно необычное свойство рынка программного обеспечения. Я буду рассматривать упрощённую ситуацию, чтобы понять суть противоречий.
Вводная часть, парадокс рынка ПО.
В этой статье я хочу рассказать про одно необычное свойство рынка программного обеспечения. Я буду рассматривать упрощённую ситуацию, чтобы понять суть противоречий.
Предположим, что компания А создала программное обеспечение П, которое является достаточно сложным, и расходы на его разработку значительно превышают затраты на его продажу.
Предположим, что себестоимость разработки ПО 1 млрд. На рынке 1 млн клиентов и компания продаёт П за 1000 руб (по себестоимости).
Т к у нас экономика рыночная то предположим что компания Б потратила тоже 1 млрд денег и сделала такой же продукт и половина клиентов перешли на продукт компании Б
Т. к. на рынке количество клиентов больше не стало, ёмкость рынка ограничена, то в результате у каждой компании стало 500 тыс. клиентов
Если честно рапределить затраты на клиентов, то в результате цена программы для клиентов станет 2000.
Получается парадоксальная ситуация, что чем больше конкурентов, тем больше себестоимость похожих продуктов для всего рынка.
Это поведение сильно отличается от того, что происходит с рынком обычных товаров: цена производства растёт с количеством клиентов. Это связано с тем, что затраты на создание копии программы нулевые, а написать программу заново — дорого.
Конечно, компании А и Б никогда не могут быть в одинаковых условиях: у кого-то изначально больше клиентов, у кого-то меньше. Тот, у кого больше клиентов, получает больше денег, лучше развивает продукт, и к нему переходит еще больше клиентов. Но в любом случае за конкурентные войны платит в конечном счете клиент.
Образуется своего рода «естественная» монополия. Как учат маркетологи это как раз то к чему нужно стремится :)
Импортозамещение
Вводная часть закончена. Давайте представим что будет если мы проводим импортозамещение. Учтём что население России в 70 за меньше чем население всего земного шара. Да, всё правильно цена продукта для конечного пользователя в 70 раз выше. Или в 70 раз меньше функционала.
Цифровой суверенитет
В отношении государства цифровой суверенитет и импортозамещение это одно и тоже. Но часто компании хотят контролировать продукт (а крупные компании ещё и могут это делать).
Нужно ли это? Иногда даже очень. Когда-то я использовал облачную бухгалтерию. Решил продать свою компанию, но захотел сделать бэкап, чтобы после продажи была возможность анализировать финансы. Но мне отказали. Такого функционала как бэкап нет. "Если хотите переписывайте все платежи вручную." 😕
Проблема в том что у меня небыло суверенитета, я был завязан на облачную бухгалтерию. ПО у них, они диктуют свои условия.
Как вы понимаете, только гиганские компании могут позволить себе разработать собственное ПО и иметь цифровой суверенитет.
Про другие спсобы организации рынка ПО читайте в следующей статье.